Что изучает история и для чего она нужна? Суть и значение исторической науки

История – это одна из древнейших наук. Она сводится к изучению деятельности человека в прошлом. Родоначальником истории считается Геродот, живший ещё в V в. до н. э.

В первом приближении можно выделить два направления деятельности историков. Во-первых, они просто собирают информацию о том, ЧТО происходило в прошлом. Для этого проводятся раскопки, изучаются древние папирусы и летописи, изображения на камнях и т. п. Однако, накопив обширные знания о том или ином предмете (так называемый фактологический материал), историки начинают анализировать его и переходят к более интересному вопросу – ПОЧЕМУ в прошлом происходили те или иные явления? По каким законам развивается история?

Например, до сих пор историки спорят о причинах упадка грандиозной Римской империи, хотя фактов о том периоде собрано немало. Почему именно христианство стало ведущей религией в Европе, почему западноевропейские страны более развиты с экономической точки зрения, как были созданы первые государства в Древнем Египте и Междуречье – на эти и многие другие сложнейшие вопросы и пытается ответить история.

Что именно изучает история?

Конечно, не каждая человеческая деятельность интересна историкам. Наибольшее внимание уделяется истории возникновения и развития государств, войнам между ними (Геродот как раз описывал греко-персидские войны), революциям и переворотам. Но также история изучает культуру разных народов и их религии, мировоззрение людей, развитие науки и даже особенности быта. В связи с этим можно выделить множество узкоспециализированных исторических дисциплин:

  • военная история;
  • история религии;
  • история науки;
  • история государства и права.

Помимо этого историю принято делить на несколько эпох, каждую из которых изучают отдельные специалисты, хотя многие, конечно, анализируют сразу все эпохи. Чаще всего выделяют следующие периоды истории людей:

  • Первобытная история, или доисторический период. Начинается от возникновения нашего вида и продолжается до изобретения письменности примерно в 3000 г. до н. э.
  • Древний мир. Этот период заканчивается в 476 г. н. э., когда пала Римская империя.
  • Средние века. Они продолжались до 1453 г. – года захвата Константинополя Османской Империей.
  • Новое время. Его окончанием считают 1918 г., на который пришлось окончание Первой мировой войны.
  • Новейшая история, продолжающаяся и сегодня.

Естественно, существуют и другие периодизации истории. Например, окончание Средних веков можно связать с открытием Америки в 1492 г. или началом эпохи Возрождения в Италии в 1341 г, когда поэт Петрарка в Риме получил лавровый венок за поэму «Африка». Некоторые историки полагают, что разные страны и народы вступили в ту или иную эру в разное время. Так, в России Новейшее время наступило в 1917 г. вместе с революцией, а начало Нового времени уместно привязать, например, к 1480 г., когда закончилось эпоха монгольского ига. Так или иначе, ряд историков специализируется на той или иной эпохе истории и стране. Например, европейское Средневековье изучает дисциплина медиевистика, Древний Египет – египтология, а Древний Рим и Древнюю Грецию – антиковедение.

Также есть множество так называемых вспомогательных исторических дисциплин, которые отличаются значительной степенью самостоятельности и не затрагиваются в стандартном, школьном курсе истории. Среди них наиболее известны:

  • археология, изучающая вещественные источники прошлого;
  • геральдика, посвященная гербам и флагам;
  • генеалогия, занимающаяся родственными связями династий;
  • нумизматика, изучающая монеты
  • бонистика, посвященная бумажным банкнотам.

Зачем изучать историю?

Многие люди занимаются историей по той простой причине, что она им интересна. Даже тех людей, которые в детстве получали двойки и тройки по истории, могут заинтересовать фильмы и сериалы о римских гладиаторах, скандинавских викингах, крестовых походах или солдатах Великой Отечественной войны. Для каждого человека найдется интересная ему страница истории.

Однако от истории есть и практическая польза, ведь она предоставляет собой не что иное, как опыт человечества. Изучая этот опыт, можно получить новые знания в самых разных отраслях. Так, знаменитый Карл фон Клаузевиц изучал опыт войн XVII-XIX в. и в результате написал труд «О войне», один из важнейших трудов по военному делу, который актуален и в наше время. Современные политологи, глубоко изучив историю революций, смогли выделить ряд особенностей, объединяющих их. В итоге была даже создана теория управляемых, так называемых «цветных» революций, которая была неоднократно применена рядом стран для достижения своих политических целей.

История играет большую роль в политических дискуссиях. Если учесть, что сегодня в России и других странах СНГ власть избирается на выборах, граждане должны знать историю хотя бы для того, чтобы не стать жертвами манипуляций со стороны недобросовестных политиков.

Классический пример – это обвинения в адрес СССР, режим в котором якобы был родственен режиму Гитлера. Великобритания же и США при этом представляются как «истинные борцы за свободу и демократию».

На самом же деле Великобритания к 1939 г. представляла собой огромную империю, в которой права самих англичан были неизмеримо выше прав жителей колоний, в частности, африканцев и индусов. Британия нещадно эксплуатировала их, а ряд ее политических лидеров (в том числе и Черчилль) придерживался откровенно расистских убеждений в отношении коренного населения колоний.

В США же дискриминационные законы в отношении темнокожего населения действовали и вовсе до 1960-х г. В СССР дискриминационных законов не было, и даже высший пост руководителя страны занимали не только русские, но также грузины и украинцы.

Список используемых источников

• http://www.nado5.ru/e-book/zachem-izuchat-istoriyu
• https://ru.wikipedia.org/wiki/История
• https://school-science.ru/4/5/1051
5

Нет комментариев

Оставь комментарий! Нам очень важно твое мнение!